ARCH+ features 13: FAT Koehl, John Bock, Nikolai von Rosen
Впервые под открытым небом: 13 по счёту, эта выставка явилась частью «большой международной выставки 2012 года», организованной театром «Хеббель ам Уфер» и «Берлинской лабораторией пространства» (raumlaborberlin) (Arch+ features 3) на Темпельхофер-Фельд в Берлине. Частью концепции выставки являются огромные открытые пространства бывшего лётного поля. Для посетителей непросто переходить от одного объекта к другому - следует прислушаться к совету устроителей и приехать на выставку на велосипеде.
Частью выставки является амфитеатр, сооружённый группой «Umschichten = Новый взгляд» из материалов, полученных в результате вторичной переработки. В данном случае участники выставки «ARCH+ features 13» отказались не только от крытого помещения, но и от традиционного мультимедийного сопровождения. Вместо компьютерного видеопроектора и настенного экрана используется оформленная вращающаяся сцена, занавесы и модели.
> для видеоархивирования

Если заниматься строительством, то только в ногу со временем
Архитектор Флориан Кёль, художник и теоретик архитектуры Николай фон Розен и создатель художественных перформансов Джон Бок используют данный набор средств для того, чтобы представить совместный проект: модульное здание, в котором архитектор реализовал замысел индивидуальных квартир для художников. Для художников? Или же в большей степени с помощью художников? Или же художники выступили в роли заказчиков, которые претворили в реальность свои фантазии с помощью архитектора?
Язык - это зеркало, отражающее отношения и связи; Николай фон Розен рассказывает, как заказчики в диалоге с архитектором использовали сослагательное наклонение как форму для выяснения возможностей: Что будет, если? В процессе был осуществлён переход к изъявительному наклонению, в область фактов, заданных величин и новых перспектив. Николай фон Розен рассматривает своё жилище не как совокупность помещений, но как «механизм смысловых ссылок», при проектировании которого происходила борьба различных смысловых структур, понятий, взаимоотношений и точек зрения. Так, например, архитектор проектировал конструкцию лестницы, а заказчики и будущие жильцы сделали упор на её «мотиве», который следовало усилить, поскольку лестница оказывает большое влияние на помещение и живущего в нём человека. «Если строить, то только в ногу со временем»,- резюмирует Николай фон Розен, описывая своё пребывание в роли заказчика.

Там, где рождается радость жизни
Шагать в ногу со временем - без сомнения, важная мотивация для архитектора. Архитектор «находился в русле основных тенденций, а затем в процессе был вытеснен из него?» Джон Бок, который во время своего перформанса наглядно демонстрирует это явление в развлекательной форме, также имеет свой собственный взгляд на процесс строительства. Он изображает художника как субъекта, соединяющего понятия «существования, сущности и присутствия в регулирующем механизме». В итоге подобного соединения субъект вычленяет фрагменты, преимущественно из смежных областей, имеющих «тонкие грани»: «Моё место там, где рождается радость жизни!» Субъект осваивает и перерабатывает эти элементы и выдаёт результат. Таким образом, он оказывает воздействие на окружающий мир, инициируя дальнейшие изменения, которые в идеальном случае приводят к «оптимизации и переменам в обществе».

Заказчики, которые сотрудничают с архитектором
Созданный художником перформанс чрезвычайно занимателен и удивительно точно описывает процесс освоения, трансформации и возникновения нового. Модератор Анх-Линх-Нго делится своими мыслями: «Когда появляются новые авторы, меняется и задача. Этот дом не мог быть построен без участия художников».
Николаус Кюнерт из группы «ARCH+» констатирует «новый вид взаимодействия архитектора и заказчика, участвующего в архитектурном процессе», делая акцент на том, что архитектору ещё предстоит определить и осмыслить свою роль в подобном соавторстве. «Кто лишил архитектора права голоса?»- задаёт он провокационный вопрос, основываясь на том, что заказчики, они же - художники, высказываются только от первого лица. В то же время архитектор Кёль, напротив, предпочитает полуанонимное местоимение «мы», имея в виду своё бюро, то есть коллектив авторов, в число которых входят и заказчики.

Пользователи в статусе экспертов
Теоретик архитектуры Феликс Штальдер из бюро «ETH Цюрих» определил тенденцию развития и изменения отношений между заказчиками и исполнителями. Стороны выступают как равноправные соавторы; заказчик претендует на статус эксперта и всё чаще получает его, тогда как раньше это было привилегией архитектора.

В чём кроется причина нового подхода к распределению ролей: в особых обстоятельствах, личностных качествах заказчика, в творческом потенциале художника? Может ли такой подход применяться при реализации крупных проектов, когда заказчиками являются организации, а эффективность и окупаемость играют более важную роль? Обсуждение в присутствии и с участием публики позволило проверить возможность принятия обществом подобной неординарной ситуации. Тема получила своё развитие благодаря проведению мероприятия «Новейшие достижения группы ARCH+» letzten ARCH+ features: При этом Ян и Тим Эдлеры из группы «realities:united» выступали за новое определение понятия авторства, выходящее за рамки прежних представлений о непререкаемости авторитета архитектора. Что касается Эдлеров, то их работы являются образцом сотрудничества профессиональных проектировщиков и мастеров, о чём дальнейшая дискуссия, выходящая далеко за пределы «дилетантства от архитектуры», велась на Темпельхофер-Фельд.

Способствовать раскрытию положительных качеств
Первоначальные выводы, сделанные в процессе обсуждения понятия авторства, нередко подвергаются сомнению, что поднимает тему строгого разделения отраслей и сфер компетенции. Представленный модульный проект является уменьшенной копией, моделью «большой международной выставки», над которой вместе работали театральные деятели и архитекторы. Завершая обсуждение, Анх-Линх Нго подчеркнул, что в будущем масштаб будет увеличен. Непрерывно реализуемый принцип причастности коснулся и сферы городской застройки: «Как организовать в городе свободные пространства и, таким образом, способствовать раскрытию положительных качеств городской среды?» Также имеется альтернатива двигаться вместе с Джоном Боком по пути революционных изменений и оптимизации.

На фотографии сверху вниз:
Флориан Кёль, Николай фон Розен, Джон Бок, Матиас Лилиенталь (театр «Хеббель ам Уфер»)
Автор всех снимков: Карл Кристиан Шмидт
© 2020 S. Siedle & Söhne OHG
TOP
TOP